Как флаг мирового чемпионата WorldSkills Kazan 2019 оказался на Северном полюсе

26.06.2019 23:21
Бортовой журнал представителей сборной Китая - Сюй Гуанляга и Луо Чанюня.

На борт атомного ледокола Атомфлота Росатома «50 лет победы», следующего по маршруту Мурманск - Северный полюс и обратно, нас привела цепь интересных событий и удач, в водоворот которых мы угодили, участвуя в мировом чемпионатном движении WorldSkills.

Удача №1. Мы стали участниками Евразийского чемпионата WorldSkills Hi-Tech 2018 в Екатеринбурге в составе сборной Китая в компетенции «Мобильная робототехника».
Удача №2. Показали лучший результат среди иностранных участников. 

Удача №3. Получили специальный приз от Генерального директора Росатома Алексея Лихачева – путешествие на Северный полюс и поручение выполнить особую миссию – доставить туда флаг мирового чемпионата WorldSkills Kazan 2019. Мы поплывем к полюсу вместе с Мадлен Батуриной – тим-лидером сборной Росатома и сборной России.

12 июня 2019 г., среда
Маршрут: Гуанчжоу-Москва-Мурманск

Участники чемпионата по всему миру ждут визита в Казань и активно готовятся.  А мы отправляемся с самое необычное путешествие в нашей жизни. Первый отрезок маршрута – перелет из Гуанчжоу в Мурманск с пересадкой в Москве. Мы прилетели в самый большой заполярный город ночью 12 июня – в День России, что символично. Нас встретили и доставили в порт. Ступили на борт атомного ледокола, разместились в удобной каюте.  Будем отдыхать и ждать отплытия.

отплытие

Событие дня

Наблюдали белую ночь. Это когда ночью светло как днем. Этот период длится все лето, солнце никогда не садится за горизонт. Первый раз в жизни видим такое. А как же спать?


13 июня 2019 г., четверг
Маршрут: Мурманск – Кольский залив (69 градусов северной широты)

Корабль «50 лет Победы» просто колоссальных размеров! Длина 160 метров, ширина 30 метров! На борту 124 пассажира и больше 100 членов экипажа.

Отплыли в 18:30. Оказывается мы открыли туристический сезон, идем на первом рейсе!
Мурманск расположен на широте 69 градусов, а сам Северный полюс на широте 90 градусов. Впереди 2400 километров к вершине мира!

Кольский залив

Путь нам предстоит сложный, но интересный. В программе каждого дня экскурсии и лекции про историю освоения Северного полюса, знакомство с особенностями климата,  животными и птицами. Скучать явно не придется.

Это как на чемпионате. Каждый мечтает стать чемпионом мира в своей профессии. И каждый проходит долгий и не простой путь, на котором узнает много важного и интересного, что обязательно пригодится в жизни.

Чтобы показать хороший результат, участник чемпионата WorldSkills должен быть в хорошей физической форме. Запланировали ежедневные тренировки в спортивном зале на борту.


Больше всего хочется увидеть белого медведя. Сегодня на брифинге сказали, что это может случится в любой момент. Слушаем все объявления и держим фотоаппараты наготове.

Событие дня

На судне мы живем одновременно в двух временных измерениях. Время на корабле для экипажа московское, для пассажиров минус два часа от московского. На самом же полюсе можно жить по любому времени.


14 июня 2019 г., пятница
Маршрут: переход через Баренцево море (12.00, 73 градуса северной широты)

Вышли в Баренцево море и сегодня весь день будем идти по нему в сторону Земли Франца Иосифа.

otplytie

С утра была тренировка по оставлению судна. Учились после спец. сигнала максимально быстро доходить до своей спасательной шлюпки. Справились.

тренировка

За соблюдением правил безопасности тут следят строго! На чемпионате, кстати, тоже. Там за нарушение правил техники безопасности снимают по несколько баллов. Замечаем все больше общего между нашим путешествием и движением WorldSkills.

Среди туристов много соотечественников из Китая. Встретили несколько человек из нашей провинции. Здорово!

Событие дня

Первый раз в жизни видели реальный айсберг! Выглядит вполне безобидно, но помощник капитана сказал, что скрытая под водой часть может быть просто гигантской.

 

15 июня 2019 г., суббота
Маршрут: на пути к Земле Франца-Иосифа (12.00, 78 градусов северной широты)

Познакомились с командой национального парка «Русская Арктика», которые должны высадиться в бухте «Тихая». Их главная задача - расконсервировать свою станцию после зимы и подготовиться к нашей высадке на обратном пути. Часть команды останется с нами и будет сопровождать нас после высадки на Северном полюсе и охранять от медведей. Медведи могут и туда дойти! 

В 09.50 утра мы увидели первого медведя! Он шел прямо на нас, ледокол остановился, потому что по правилам, недопустимо мешать проходу медведей и ни в коем случае нельзя преследовать их. Медведь остановился на полпути, 15 минул словно позировал для фото, а потом ушел в противоположную сторону.  

медведь

Днем мы увидели первые острова Земли Франца Иосифа, или как ее называют русские - ЗФИ. Вечером подошли к бухте «Тихая», которая не оправдала своего названия. Из-за плохих погодных условий мы не смогли высадить команду, и она продолжила путешествие с нами.

ЗФИ

Если на обратном пути снова будет плохая погода, то ученые и волонтеры попробуют высадиться только со следующим туристическим рейсом.

Точно также и в WorldSkills. Часто бывает, что при подготовке ты планируешь одно, но вынужден часто свои планы корректировать и искать план Б.

Событие дня

Объявление по радио: «Медведь по правому борту! Одевайтесь и бегите на палубу». Рванули как сумасшедшие, боялись, что медведь уйдет раньше.

 

16 июня 2019 г., воскресенье
Маршрут: проходим через паковые льдины по Северному ледовитому океану (12.00 около 83 градуса)

За иллюминатором сплошной лед и метель. Как в «Игре престолов» – зима близко! Не верится, что где-то еще есть лето. Весь день идем во льдах, которые ледокол очень легко проходит.

льды

Сегодня наблюдали лежку моржей, которые просто лежали на льду. Нам везет. Дважды видели еще несколько медведей. На лекции Теи из Дании, которая работает в международной организации изучения полярных медведей, узнали, что их толщина определятся по специальной шкале: худые, стройные, нормальные, упитанные и очень упитанные.

Если бы мы были медведями, то до отплытия мы однозначно были худые. Но по возвращению нам «светит» шкала – очень упитанные! Кормят нас очень часто и вкусно. Медведи, которых мы встречали, явно питаются не так хорошо, как мы.

моржи

Событие дня

Встреча с капитаном ледокола Дмитрием Лобусовым. Это 25-й рейс капитана на Северный полюс! Он сказал, что нет такого льда в мире, через который не мог бы пройти этот ледокол. Просто иногда нужно чуть больше времени. 

встреча

Вот таким должно быть и мышление участников чемпиона WorldSkills, для которых не должно быть таких заданий, которые нельзя выполнить. Правда время на чемпионате мира у нас ограничено.

17 июня 2019 г., понедельник
Маршрут: на подходе к Северному полюсу (12.00, 87 градусов северной широты)

Сегодня был брифинг про запланированные активности после достижения Северного полюса. Объявили конкурс на самый точный прогноз времени прибытия среди туристов. Пытаясь увеличить наши шансы на победу, наводили справки у членов экипажа. Все отвечают, что это непредсказуемо. 

Мы поставили на то, что будем завтра в 15.00. Вечером нам дали расписание, в котором было написано, что возможно мы прибудем примерно до обеда, а уже в обед будет высадка.

Погода очень переменчивая. После метели, выглянуло солнце и ветер стих. Когда стоишь на палубе и смотришь на бесконечный лед, кажется, что ты на краю Земли. Что, в принципе, недалеко от истины. 

палуба

Событие дня

Первый в жизни полет на вертолете! Увидеть с огромной высоты Арктику, как наш ледокол разламывает лед – это непередаваемые впечатления. Никогда не думали, что участие в движении WorldSkills даст нам возможность увидеть самую северную часть планеты!


18 июня 2019 г., вторник
Маршрут: приближаясь к Северному полюсу (12.00, 88 градусов северной широты)

Утром выяснилось, что лед очень толстый и мы смогли преодолеть только 1 градус. 1 градус за целую ночь! Не понятно вообще, когда мы прибудем. Кто-то говорит, что возможно мы не дойдем и надо будет повернуть назад, иначе мы можем не успеть вернуться. В конкурсе прогнозов проиграли все пассажиры.

Это самый сложный день для ледокола. Идем очень медленно, так как толщина льда больше 2-х метров и на пути очень много торосов.

льды

Чтобы все это преодолеть, ледокол сначала частично разбивает лед, потом отходит назад, и с новой мощью двигается вперед.

Это похоже на последний день соревнований. Финиш близко, но тебе нужно сделать последний рывок изо всех сил. В такие моменты могут посещать предательские мысли: «Я, наверное, не смогу». Но нужно продолжать бороться, потому что цель близка. В этот момент нужно сделать шаг назад, выдохнуть и с новыми силами идти вперед. Иногда для того, чтобы идти вперед, надо уметь сделать шаг назад.

Событие дня

Экскурсия в машинное отделение. Оказывается, на ледоколе уровень радиации ниже, чем в самолете, на гранитной набережной и даже на обычной городской улице. 

машинное отделение 2

Нам очень подробно все рассказали. Но, если честно, мы, зная, как работают роботы, так до конца не поняли, как работает атомный ледокол.

машинное отделение
19 июня 2019 г., среда
Маршрут: Северный полюс (90 градусов северной широты)

В 3.30 по московскому времени нас разбудило сообщение по радио, что через 5 миль мы достигнем Северного полюса.

Мы выскочили на улицу, вместе со всеми пассажирами. Хорошо, что сейчас полярный день и все видно, как днем. 

90 градусов

Навигация корабля показала, что 90 градусов мы достигли в 04 часа 36 минут 28 секунд. 

90 градусов палуба

Когда мы прибыли на полюс капитан просигналил несколько раз!

Мы счастливы, что доставили флаг мирового чемпионата WorldSkills Kazan 2019 в одно из самых труднодоступных мест на планете!

123

Флаг вместе с нами проделал сложное, но увлекательное путешествие. Так же не просто, но интересно будет участникам чемпионата мира соревноваться в профессиональном мастерстве с лучшими из лучших во всем мире.

 

После завтрака мы высадились на ближайшей прочной льдине, чтобы провести время в этом месте. Это был невероятный день: прогулки, полеты на воздушном шаре, барбекю, купание в проруби, при температуре воды минус 1 градус, а воздуха - минус 2 градуса). Думаю, что мы теперь почти русские.

прыжок

Уже к вечеру мы взяли обратный курс. Время здесь ценится очень высоко. Нам важно пройти по проложенному каналу, чтобы быстрее дойти до Земли Франца Иосифа и вовремя завершить рейс.

Открытие дня

Мы думали, что полюс – это материк. Оказалось, что это просто дрейфующий лед. Надо срочно подтянуть географию.


P.S.

Еще о знаковости нашего приключения. Для ледокола «50 лет Победы» – это 50-й рейс на Северный полюс. Мадлен Батурина сказала, что загадала, чтобы это число стало символичным для сборной России в Казани, и на этом чемпионате она смогла получить 50 медалей.

мадлен

Этот рейс оказался 140-м в истории мореплавания, когда корабль достиг Северного полюса.
Не самое частое путешествие, как оказалось.
У нас нет слов, чтобы выразить благодарность Росатому за предоставленную возможность, стать частью истории путешествий на Северный полюс на борту мощнейшего ледокола Росатомфлота!

В материале частично использованы фотографии капитана атомного Ледокола "50 лет Победы" Дмитрия Лобусова.